среда, 26 октября 2011 г.

МКФ Молодость: Ницше для чайников

Одна из важных тем в работах Фридриха Ницше (особенно в тех, где много автобиографических моментов) - самопреодоление. Этому есть простое объяснение: Ницше всю жизнь мучался головными болями и вообще был слаб здоровьем, поэтому всю жизнь ему нужно было преодолевать себя и своё тело. Я подозреваю, что по этой же причине вся его философия такая драматичная и крайне личная.

К чему я вспомнил Ницше, можете спросить вы. Ну, во-первых, фильм венгра Белы Тарра "Туринская лошадь" начинается с легендарного эпизода: когда в 1889 году в Турине Ницше увидел, как крестьянин избивает свою упрямую лошадь, то бросился на шею животному, защитил его от ударов плетью, затем со слезами пробормотал "Мама, я был дураком" и больше не сказал ни слова до собственной смерти через 11 лет. Вообще же в фильме рассказывается история лошади и её хозяев. А во-вторых, когда мы шли на "Туринскую лошадь", то не учли один важный момент: фильм идёт два с половиной часа. Все эти два с половиной часа мы (ну ладно, только я, потому что Петенька переживал за лошадь, а Толян впал в транс и не мог думать, потому что спал с открытыми глазами) думали о Ницше и его концепции самопреодоления.

Нет, Бела Тарр, безусловно, мастер, и его фильм (последний в карьере, между прочим - режиссёр решил покинуть кино) - мощный шедевр (Гран-при на Берлинале, к слову). Там потрясающая музыка, картинка на экране - невероятной красоты и силы, пусть и чёрно-белая. Смысл одновременно лежит на поверхности (о том, что речь идёт о конце света и шести днях анти-Творения, догадался даже Толян) и очень глубок. Всё очень просто, почти без слов, действия героев (всего двух) постоянно повторяются, но всё одновременно и сложно (когда выйти за водой к колодцу - это ежедневный подвиг, то жизнь не может быть простой), и грустно (конец света и смерть Бога, как-никак, да и лошадь есть отказывается, переживал Петенька).

В общем, мы были под впечатлением. Но всё-таки пять минут смотреть на то, как крестьянин ест картошку, потом ещё пять - как он смотрит в окно, перед этим пять минут в третий раз следить за процессом его переодевания в рабочую одежду, а после - как он запрягает и распрягает лошадь, и так весь фильм, - это тяжело, особенно под конец второго часа. Ницше был бы нами доволен.
Ну и вот вам небольшая проверка: шесть минут из начала фильма. Если вы досмотрите до конца, и вам будет интересно, что там дальше, то фильм - точно для вас.



Олег Сергеевич, р.п.

Комментариев нет:

Отправить комментарий