четверг, 1 декабря 2011 г.

Высоцкий. Воскрешение

Мы с Петенькой нежно любим песни Владимира Высоцкого - и про "Ноль семь", и про цветы на нейтральной полосе, и про в гости к Богу не бывает опозданий, и про девушку из Нагасаки, и много других. Поэтому очень боялись идти на фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" - всё-таки русское кино бывает и феноменально чудовищным, и ничего себе таким. Так вот, мы боялись, что конкретно этот фильм будет из первой категории, хотя и надеялись на чудо - всё-таки там российские киношники сотрудничали с американскими, делали фильм пять лет, нормальный бюджет, все очень старались. Оказалось, что получился фильм о том, как все очень сильно старались, и за этими стараниями упустили самое главное.

То есть, например, они очень старались добиться портретного сходства, для чего создали сложный грим. Полгода художник по гриму прилаживал к маске с лица актёра силиконовые и пластиковые элементы - лоб, нос и челюсть - и прорисовывал на них поры и мимические морщины, как на живой коже. Каждый день актёра гримировали по четыре часа. Оцифровывали голос, тоже чтобы добиться сходства. Работали над движениями и жестами. В результате получилось, конечно, очень похоже - но на крупных планах лицо выглядит как маска, в которой актёр сходил к зубному, а там ему вкололи слишком сильное обезболивающее. А голос звучит слишком механически. Надрыв и глубина, за который все любят Высоцкого, в фильме проявляются так: "Чего так орать? Всё и так хорошо слышно", - говорят на концерте люди, записывающие концерт на плёнку. Вот в настоящих записях Высоцкий иногда кричит - но это совершенно не вызывает вопросов, этот крик идёт от надрыва, так надо, а иначе - нельзя. А в фильме он не орёт - а вопросы возникают. А Олег Сергеевич вообще сказал, что упоминание в титрах вместо имени реального актёра имя самого Владимира Высоцкого (как будто он не умер тридцать с лишним лет назад) - это новый уровень цинизма.


Или вот создатели фильма так увлеклись восстановлением духа эпохи, со всеми бытовыми мелочами, одеждой, музыкой, даже снимали всё это объективами от старинных камер, что как-то забыли о логике. Ну то есть да, в фильме Высоцкого окружают такие друзья, которые и не совсем друзья, а скорее пользуются его именем (кстати, все персонажи - не реальные люди, а собирательные образы. Да и вообще в фильме есть только один факт: в 1979 году Высоцкий пережил клиническую смерть. А всё остальное - художественный вымысел). И Высоцкий по сюжету уже "лечится" морфием. И за ним следит КГБ, которое ему говорит: не давайте пока левых концертов, особенно в Узбекистане. И доктор ему говорит: у вас предынфарктное состояние. И, тем не менее, он едет не в Париж лечиться, а на гастроли в Узбекистан, при этом никто не догадывается, даже доктор, прихватить с собой хотя бы одну ампулу "лекарства". Потом это "лекарство" (в количестве сорока ампул. Зачем так много на три дня?) с препятствиями везёт из Москвы в Ташкент, а из Ташкента - в Бухару девушка Таня (тоже "собирательный образ многих женщин Высоцкого", говорят сценаристы). Ну и, конечно, сама ключевая сцена того самого воскрешения - просто феноменальна и по драматургии, и по монтажу, и по саундтреку (но не буду пересказывать, чтобы не портить удовольствия).


Идти на "Высоцкого" всё же стоит - это фильм-событие, его будут обсуждать, а в обсуждении лучше пользоваться собственными впечатлениями. Но мне, как поклоннику творчества, не хватило этого самого творчества. Да и заявления создателей фильма, что они, мол, прикоснулись к легенде, меня не трогают - в том смысле, что прикоснуться-то они прикоснулись, но, во-первых, зачем? Чтобы сказать что? А во-вторых, так а где легенда? На этот второй вопрос не смог дать ответа даже Олег Сергеевич, хотя в отличие от меня пользуется даже не мозгом - целой ноосферой.



Толян, з.з.

Комментариев нет:

Отправить комментарий